Главная  •  Проекты  •   Деятельность  •   Контакты

 173004 Великий Новгород, ул. Черемнова-Конюхова, д.8, телефон (8162) 946-000, 946-070, e-mail: svc@dialogvn.ru

Административно-управленческий персонал

Журнал «Управленческое консультирование» 1998, №1

А.И. ЖУКОВСКИЙ

Информационная функция в муниципальном менеджменте

Современные принципы управления, которыми вынуждены пользоваться руководители территорий, в основном были заложены в начале XIX века и с тех пор мало изменились. Достаточно продолжительное следование не изменявшимся принципам внесло существенные диспропорции в современную хозяйственную жизнь территорий. Если раньше для города было важнее точно и качественно выполнять планы и задачи в условиях жесткого централизованного планирования, строгой нормативно-правовой базы и контроля исполнения, то основными доминирующими функциями в аппарате управления были адаптирующие (приспособление планов к реальной действительности) и исполнительные. Требования функций определяли иерархию качеств работников аппарата управления и руководителей (исполнительность, усидчивость, добросовестность). Формирование качеств обеспечивалось соответствующим социальным заказом к системе социализации (образование, система материального стимулирования и поощрений, средства массовой информации, др.). Объективные и субъективные факторы сформировали и определенную корпоративную культуру.

Территории строили заводы, прокладывали улицы, содержали городскую инфраструктуру, а городские управленцы рекрутировались из инженеров и техников, которые, если обладали (приобретали) набором вышеуказанных качеств, в соответствии с целями и принципами государственного строительства и адекватной кадровой политики становились (не становились) профессиональными управленцами.

В настоящее время в связи с социальными изменениями в управлении меняются структура и иерархия функций. Появилось большое количество хозяйствующих субъектов, которые сами начинают создавать планы, строить дороги и улицы, создают собственную инфраструктуру обслуживания видов деятельности и проживания. При этом возникают социальные конфликты, требующие иных управленческих реакций и алгоритмов реагирования на типичные ситуации, чем располагает опыт современных руководителей и специалистов. На первый план в иерархии управленческих функций начинают выходить такие задачи, как: планирование, координация, посредничество, а также политические функции (прежде всего создание системы сдержек и противовесов), др. В структуре профессиональной компетентности управленческой деятельности начинают доминировать новые качества: умение действовать в условиях социальной неизвестности и повышенной конфликтности, умение разделять и систематизировать противоречивые информационные потоки (ориентироваться в документальной разноголосице), коммуникативные способности и др. Актуализируются функции, связанные с созданием комплексной системы развития территории, основанной на местной информационной, научной, аналитической базе. Приобретают новое звучание термины: социальное планирование, региональная политика, контролинг и др.

В условиях изменяющихся приоритетов государственного строительства, а также меняющихся принципов и функций социального управления, задач муниципальных органов власти, с целью комплексного изучения социальной информации в муниципальном менеджменте сложившихся представлений руководителей различных звеньев муниципального управления о своих функциях, системы контактов и взаимодействий, выяснения структуры и направленности этих контактов нами в 1994-97 годах проводились социологические исследования. Произведено формализованное экспертное собеседование с руководителями отделов, комитетов, управлений аппарата управления администрации города Новгорода и Новгородской области, изучался документооборот представительных органов власти и юридических служб по вопросам местного самоуправления. Проведена работа по совершенствованию применяемой методики, трансформации ее в социальную технологию и перевод в режим мониторинга. В настоящее время весь массив полученной информации проанализирован, сгруппирован, а логика исследования сведена к 2-м аспектам.

1. Предполагает изучение всех законодательных инициатив в области регламента работы, изменения или совершенствования работы органов муниципального управления. (Одновременно полученные данные являются экспертной оценкой состояния общественного сознания в области законотворчества (политического образования региона).

2. Предполагает изучение реально действующих в системе управления стереотипов и установок, сложившейся системы взаимодействий, контактов. (Одновременно полученные данные могут служить служебным рейтингом структур, с которыми контактируют структуры органов власти и управления).

Исходя из полученных результатов, иерархия функций, предписываемых городской исполнительной власти законодательством, выгладят следующим образом:

Хозяйственные функции

49%

Управление обществом

21%

Контрольные функции

19%

Плановые функции

10%

Информационные отношения

2%

Таким образом, по состоянию на 1994 год законодательная инициатива "предписывает" исполнительной власти структуру функций с акцентом на конкретное хозяйственное (ситуационное) управление.

Не прописывается (и, видимо, недоучитывается) механизм информационных обменов исполнительных структур с представительной властью. Контакты ограничены обменом документами и частной инициативой первых руководителей исполнительных и представительных органов власти.

Функции планирования (10%) требуют особого разбора.

В виду того, что планированию в прежней структуре государственного строительства (СССР) уделялось значительное внимание, а специфика политического режима эти функции относила в прерогативу Центра - его плановых органов: Госплана и системы научно-исследовательских институтов (НИИ). В задачи региональных органов управления входила адаптация (исполнительная функция) разработанных планов к конкретным условиям на местности.

После ликвидации планирующих органов, образовавшийся вакуум в государственном планировании объективно поставил территории в зависимость от ситуации. Абстрактные определения: ускорение, перестройка, политическая реформа, конверсия, приватизация и др. одномоментно заменившие четкие регламенты пятилетних планов, контрольных цифр и директив, вызвали значительные разногласия в толковании и понимании терминов, почти полностью дезоориентировали общественное сознание и разрушили известные формы социальных взаимодействий.

Видимо, недостаточное внимание законодателей к планированию и обмену информацией в системе исполнительной власти вызвано привычкой «видеть» ее закрытой системой и воспринимать это как должное. Однако, недооценка фактора искажает реальную структуру функционирования управления, воспроизводит условия функционирования органов власти как закрытой системы, что снижает эффективность процесса управления. Кроме того, планирование, не организованное структурно и без присутствия социальных технологий концентрации субъективного опыта в данной области знаний различных специалистов, становится частной инициативой отдельных лиц и групп, как правило, руководителей территориальных формирований, других продвинутых лидеров. Это обстоятельство является объективной основой укрепления авторитарных технологий регионального развития.

По обнаруживаемым фактам сознания, выявленным в результате анализа документов, можно констатировать, что в региональном планировании серьезно нарушена гармония субъективных и объективных влияний. Функция планирования находится в зависимости от субъективных факторов (воли отдельных личностей). Зависимость будет увеличиваться по мере возрастания общественного желания жить лучше. Технологии такой зависимости уже проявляются в социальной практике - это поиск "хорошего" лидера (в прежние века - царя), нежелание выбирать коллективные органы управления, и т.п.

На самом деле, по данным экспертного опроса руководителей структурных подразделений Администрации - информационный обмен занимает основную часть рабочего времени руководителей Администрации (более 1/3 рабочего дня).

По данным экспертного опроса, проведенного одновременно с контент-анализом документов, структура (иерархия по значимости, выраженная в %%) использования рабочего времени руководителей подразделений, в среднем по администрации, представляется в следующем виде (соотношении):

  • информационные контакты - 33% (прием и передача информации), причем из них:

контакты с другими руководителями такого же ранга

31%

контакты, с вышестоящими руководителями

8%

контакты с предприятиями по производству

17%

товаров и услуг контакты с административно управленческими

10%

организациями контакты по линии ведомственной

10%

принадлежности контакты с населением

5%

контакты с нижестоящими бюрократическими

4%

структурами контакты с СМИ (средства массовой информации)

3%

контакты с партиями, общ. организациями

2%

контакты с представительными органами власти

0%

• функциональные обязанности

23%

• межличностные контакты

17%

• контрольные функции

14%

• время, связанное с материальными распределениями

13%

В структуре информационных обменов в свою очередь преобладают параллельные связи и выражена направленность их от нижнего звена к верхнему.

В результате проделанной работы получена количественная информация о сложившихся социальных взаимодействиях в службах и подразделениях Администрации. Определены точка отсчета и формулы наблюдения, которые позволят фиксировать направленность внешних или внутренних изменений в системе управления. Сформирована технология получения информации (своеобразного "рентгеновского снимка") о внутренних процессах в содержании работы исполнительной власти (управленческой структуры). Технология получения информации может быть применена для изучения социальных процессов в любой социальной организации, а накапливаемые данные (статистика) могут быть сведены к типичным состояниям, алгоритмам. Выполнение последних обеспечит управляемое воздействие на процесс функционирования социальной системы с ожидаемым результатом и сравниваемыми (контрольными) показателями.

Для преодоления создавшейся диспропорции необходимо в органах управления: усилить внимание к проблеме отсутствия территориальных структур комплексного планирования социального развития города, территории; организовать подготовку и переподготовку кадров, способных вести работу по комплексному планированию; сформулировать социальный заказ системе массового и высшего образования и средствам массовой информации. К числу первоочередных мероприятий следует отнести:

  • создание (или усиление роли) в управленческих системах аналитических направлений работы;

  • создание (поддержка формирования) адекватной системы сбора информации об управляемых объектах

  • создание регионального (территориального) информационно-аналитического центра с функциями комплексного планирования развития территории;

  • изменение системы делопроизводства (документооборота).

В результате добиться изменения технологии принятия решений. Создать условия перехода к управлению не структурами (хозяйственными единицами), а социальными тенденциями.

 

© 2012 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Хостинг от uCoz